четверг, 13 мая 2010 г.

Велопутешествие по Греции. День 15. Олимп.

Встали мы в 6:45. Было еще очень холодно. Приготовили завтрак и поели, после чего состегнули велосипеды прямо с рюкзаками. С собой взяли только необходимый минимум. Тёплых вещей взяли сколько было, предвкушая дубак на вершине. Вышли в 8:40.

Тропинка вела нас по красивому лесу, петляя и поворачивая то туда, то обратно. Идти, после двух недель велопохода, было непривычно и легко. Первые километры высота набиралась очень быстро. На высоте 1400м нашли беседку, в которой чуть чуть отдохнули. С этого места уже отчетливо были видны снежные вершины горы. Пейзажи открывались фантастические. Жаль, что на фото нельзя всего этого передать.
Вскоре мы добрались до первого снега. Высота была еще не очень большой, и было достаточно тепло, чтобы на солнышке можно было позагорать, стоя при этом на снегу. Но постепенно, с подъемом вверх, температура воздуха падала.
На высоте 2100м находится приют А. Теоретически в нем можно переночевать, а также принять душ, и поесть в кафе. Но то ли не сезон, то ли что, в общем он тоже был закрыт. Мы сделали перерыв, слегка перекусили, и выпили немного вина. Недалеко от приюта, в том месте, где мы недавно проходили, с высоты была видна площадка для посадки вертолёта.
 Пейзажи становились все красивее. Было все меньше зелени, зато снежные вершины гор были уже совсем рядом. Небо было практически безоблачным, и обещало нам отличный обзор с вершины, хотя еще день назад в веломагазине товарищ из Казахстана говорил, что похоже с небом нам не очень повезло, и с вершины мы ничего не увидим. Но тогда действительно было пасмурно, и всё небо было затянуто тучами.
Также пришла пора утеплиться. В Грецию никто, конечно, не брал с собой теплых ботинок, т.к. они там без надобности. Настал момент, когда теплые непромокаемые ботинки пришлись бы как раз по погоде. Но раз их ни у кого не было, пришлось выкручиваться как могли. У Рината с собой был одноразовый спальник из материала, похожего на фольгу (точнее что-то среднее между фольгой и целлофаном). Этот спальник мы раскроили ножом на портянки. На ногу надевали носок, поверх него портянку, и сверху еще один носок. Фольга должна была удерживать тепло и не давать промокнуть ногам. У Рината с собой не было кроссовок, и он шел вообще в одних сандалиях. Поэтому поверх второго носка он надел еще и целлофановые пакеты для пущей непромокаемости. Но ему это, увы, не помогло. Снег набился в пакеты и ноги очень быстро промокли.
После отдыха и принятия на грудь идти вдруг стало гораздо тяжелее. Высота набиралась очень медленно. Сказывалось то ли низкое давление, то ли нехватка кислорода, то ли просто усталость. Но скорее всего - всё сразу. Местами приходилось идти по снегу. Где-то он был жестким настом, в котором сложно было пробить ногой ступеньку. В таких местах можно было скатиться вниз, метров на 600. Где-то наоборот, рыхлым. Там ноги проваливались иногда глубже чем по колено.
По пути мы встретили пару буржуйских туристов. Они, видимо, были здесь не первый день. Поговорили с ними. Из их слов стало понятно, что к самой высокой вершине, под названием Митикас добраться не реально в связи с огромным количеством снега, поэтому они посоветовали идти от СкАлы (так называется место, где расходятся дороги к двум вершинам) налево к вершине Сколио. Высота Сколио - 2912 метров, что всего на 7 метров меньше, чем Митикас. Не очень то им поверив, мы попрощались и пошли дальше. Чем выше мы поднимались, тем сложнее было идти. Нехватка кислорода ощущалась уже вполне четко. Было, что называется, "не надышаться". Пакеты с орехами, которые у нас были с собой, от низкого давления раздулись и грозили лопнуть. Видимо что-то подобное происходило и с нами :) Крыша не спеша начинала ехать. Кто-то ляпнул, что это сказывается горняшка (горная болезнь).

Слово "горняшка" прижилось, и мы начали его периодически повторять, а точнее кричать, слушая эхо. Остановки на отдых были всё чаще и чаще, а подниматься и идти хотелось все меньше и меньше. Отдыхать стали уже каждые 5-10 минут.
Было уже привычно и даже приятно полежать на "мягких камушках" и дать отдых ногам и спине. Ринат начал периодически выдавать пессимистические фразы типа "все, дальше не пойду". Но все равно поднимался и шёл :)
Добравшись до СкАлы мы увидели, что на Митикас добраться действительно нереально. И не только из-за снега. На него был очень крутой каменистый подъем, и забраться туда без  альпинистского снаряжения похоже было нельзя.
Поэтому со Скалы мы повернули в сторону вершины Сколио. На первый взгляд до нее было уже рукой подать. В действительности путь оказался немного длиннее, но это уже мелочи. Вершина была уже практически осязаема, и сил и энтузазизма поприбавилось. Сделав последний рывок мы с Ринатом и Наташей увидели немного опередивших нас Андрея и Илью.

И вот она - цель всех сегодняшних мучений, и одна из главных целей всей поездки. Вот она - вершина Олимпа. Усталость как будто сдуло холодным, пронизывающим ветром, который дул с того момента, как мы поднялись на последний хребет. Ветром, от которого до некоторой поры защищал склон. Вершина Олимпа. Мы дошли. Мы сдюжили.
Для меня это первое восхождение на такую высоту. Это была и проверка себя на прочность, и желание доказать себе что я смогу, ну и возможность сфоткаться на аватарку, конечно :)))

На вершине установлен каменный столб (из-за снега не понятно, какой он высоты), к которому прикреплен металлический ящик. В ящике лежит толстая книга, в которую посетившие вершину люди записывают себя на память.

К сожалению от таявшего снега книга размокла настолько, что её нельзя было вытащить не повредив. Поэтому мы записали свои имена на листочке из блокнота, и опустили его в ящик. Потеряется, конечно, ну и черт с ним.
На вершине мы устроили небольшой пикник. Главными блюдами на столе были вискарь, купленный еще в дютике (долго ж продержался, однако), и узо, которое мы в общем то купили именно для этого случая. Печеньки закончились почти мгновенно, и единственной закуской была... сгущёнка из пакета. Да да, наша, Российская, привезённая из Москвы. Оказывается, сгущёнкой очень вкусно закусывать вискарь :)

Узо и виски помогли согреться, хотя на вершине оказалось не так холодно, как мы предполагали. Я зря тащил с собой флиску и мембранку. Вполне хватило термобелья, джерси и непродуваемой с одной стороны велокуртки. А вот непродуваемые велорейтузы пришлись как нельзя кстати. Без них было бы совсем печально.

Закончив трапезу (читай - прикончив вискарь и узо) мы стали спускаться обратно. Ноги в ботинках съезжали по скользкой фольге и пальцы больно упирались ботинок. Поэтому я снял к чертям фольгу. Нижний носок она превратила из чёрного в серебристый. Идти без нее стало гораздо приятнее, а ноги у меня всё равно остались сухими.
Спуск был нудным, утомительным и очень долгим. Мы шли и шли, а спуск всё не заканчивался. Сложно было поверить, что всё это мы прошли вверх.

Еще бы, если посчитать: мы прошли вверх 1812 метров - это чуть больше, чем высота 600-этажного дома. Кто хочет приблизительно ощутить (или потренироваться) - поднимитесь на 12 этаж 50 раз подряд :) Только вот в доме ровные жесткие ступеньки одинаковой высоты, а на вершину приходилось подниматься то по кривым извилистым лесным тропам, усеянным камнями, то по валунам, которые в 5 раз больше ступеньки, то по мелкой каменной крошке, которая проскальзывает под ногами, помогая сорваться и покатиться вниз, то по снегу. В общем спуск заставил нас удивиться тому, сколько мы прошли вверх.

Если кто-то думает, что спускаться с горы проще, чем подниматься - то он ошибается. Ноги, даже натренированные велосипедом, тренажерным залом и сноубордом очень быстро устали. При спуске квадрицепс постоянно находится в напряжении и забивается на раз. А эта дурацкая мышца (всё индивидуально, конечно, но у меня так) при напряжении не просто устаёт, она начинает болеть, как будто горит изнутри.
У приюта А мы увидели разложенную палатку. Похоже это была палатка пары, встретившейся нам на подъеме. Чуть передохнув мы пошли дальше.
Последнюю половину пути шли быстро и все думали, почему же оно не кончается. На высоте 1400м встретили уже знакомую нам беседку. Решив отдохнуть мы присели на скамеечки и на 10 минут поддались блаженству отдыха. Уж лучше бы мы вообще не останавливались. После отдыха мышцы ног заболели еще сильнее, а ноги отказывались идти. Как будто ватные. Состояние, похожее на то, когда отсидишь ногу, а потом встаешь, пытаешься на нее опереться и падаешь. Правда такое состояние продолжалось не долго, и через несколько минут ноги снова шли как им и положено.
В конце концов даже Илья признался, что спуск его порядком утомил, такое произошло первый и последний раз за весь поход (на деле - Илья последнюю часть пути просто шел сзади и ныл: ну когдааа это всё закончится, ну когдаааа уже...))
Спустившись к велам мы радостно обнаружили, что они на месте, и с нетронутыми рюкзаками.

Мы немного перекусили, и поехали в кемпинг. До кемпинга предстояло 20км спуска с высоты 1100м, но сначала пришлось проехать 5 километров в гору.
Добравшись до кемпинга мы не нашли ни Юли, ни Иры, которые, как оказалось, уезжали в город. Мы приняли душ, постирались, за это время вернулись Юля с Ирой и приготовили ужин.

Бензин в горелках у нас практически закончился, поэтому мы с Ринатом, взяв обе фляги от горелок, поехали на заправку. Бензин в Греции, как и во многих странах Европы, весьма дорогой. Что-то вроде 1.4-1.6 евро за литр. Причем 95 бензина похоже нет вообще. Есть 98 и 100. Для горелок мы брали самый дешевый. Все ближайшие заправки оказались закрыты, и мы вернулись в лагерь ни с чем. На остатках бензина вскипятили чай, попили, и легли спать.